1 марта 2010

Шведы штурмуют Кремль|ежедневная деловая газета «РБК daily»

На крупнейшем в России рынке сотовой связи - московском - может появиться новый игрок. Как стало известно РБК daily, интерес к столице проявляет российская «дочка» шведской Tele2, которая надеется оказывать услуги связи в регионе в стандарте четвертого поколения (4G). Если компания добьется своего, она может повторить судьбу «МегаФона» и стать вторым крупным дискаунтером в Москве, заняв до 10% рынка.

Tele2, проигравшая борьбу за 3G в России «большой тройке», решила взять реванш в четвертом поколении. В начале февраля компания направила письмо на имя министра связи Игоря Щеголева, в котором просит разрешить опытную эксплуатацию сетей стандарта 4G в Северо‑Западном регионе, рассказал РБК daily источник, близкий к компании. Наиболее выгодным частотным диапазоном для LTE он называет 2,5-2,7 ГГц.

В перспективе Tele2 надеется получить статус федерального оператора. В том числе, считает Tele2, свободный частотный ресурс есть в Москве. В будущем возможно использование «цифрового дивиденда» - частот, высвободившихся в результате перехода телевещания с аналогового в цифровой стандарт.

Помимо Tele2 на получение частот и запуск сетей в стандарте LTE сейчас претендуют «большая тройка» и «Связь инвест». В качестве аргумента в свою пользу в обращении к министру шведская компания приводит собственный опыт создания подобной сети в Швеции. Оператор обещает развернуть сеть в России в кратчайшие сроки - всего за шесть‑девять месяцев. При этом услуги LTE будут выгодны населению - с помощью техно логии VoIP (IP-телефония) с учетом широкого канала передачи данных в 4G голосовые услуги обойдутся пользователям дешевле. Tele2 рассчитывает, что сможет продолжить позиционировать себя как компания-дискаунтер.

Компания привела и ряд «политических» аргументов в свою пользу, ведь государство может смутить западное происхождение акционеров Tele2. В письме отмечается, что компания создает в России новые рабочие места, а также благодаря своей тарифной политике способствует помощи социально необеспеченным слоям населения. При этом все средства из чистой прибыли «Tele2 Россия» инвестирует в наш рынок.

В Tele2 подтвердили, что отправляли такое письмо в министерство, но от комментариев по поводу возможного получения частот воздержались. Представители Минкомсвязи в субботу днем не ответили на звонки РБК daily.

МТС не ожидает радикального передела рынка в связи с выходом на рынок Tele2. «В условиях высокого проникновения связи оператору необходимо приложить существенные усилия, чтобы наравне с низкими ценовыми параметрами обеспечить абонентам привычный для них уровень сервиса и качество связи», - говорит пресс‑секретарь МТС Ирина Осадчая. Она считает, что рынок голосового трафика сегодня находится в зрелой стадии, а основные драйверы роста мобильная индустрия связывает с развитием дополнительных услуг. «Политика дискаунтера не позволяет создать предпосылки для дальнейшего развития дополнительных услуг», - считает г‑жа Осадчая. Она напоминает, что у МТС также есть нишевые предложения, ориентированные на абонентов, которых привлекают дешевые тарифы. Пресс‑секретарь «ВымпелКома» Ксения Корнеева также акцентирует внимание на том, что оператор располагает широкой линейкой тарифных планов, ориентированных на различные группы населения. «Мы считаем, что выход нового игрока, в особенности дискаунтера, дает импульс развитию традиционных участников», - говорит она.

Аналитик iKs‑Consulting Константин Анкилов считает, что при всей своей насыщенности московский рынок сотовой связи охотно впустит еще одного оператора - в особенности если речь идет о дискаунтере. «Если Tele2 действительно удастся выйти в столичный регион, компания может рассчитывать на долю московского рынка не менее 10%. Достаточно вспомнить выход «МегаФона» на московский рынок, чтобы понять, что московский абонент очень чувствителен к цене на связь», - отмечает аналитик.

По мнению аналитика «Коминфо Консалтинга» Евгения Соломатина, Tele2 может привлечь к себе существенную часть корпоративного сегмента. «В последнее время доходы от корпоративного сектора у оператора выросли в разы благодаря низким тарифам», - говорит аналитик. По его мнению, единственный вопрос для Tele2 - окупаемость московского проекта. «С учетом того, каким именно образом оператор будет выходить на московский рынок, я боюсь, что срок окупаемости может составить не менее трех‑четырех лет», - говорит г‑н Соломатин.

Александр Дементьев, Елизавета Серьгина